Бесплатная горячая линия по всей России

Мошенничество в ЖКХ

Переход обязанностей по обслуживанию жилых домов и придомовых территорий от государственных к частным компаниям и товариществам жильцов привлёк к этой сфере дохода немало мошенников. Это объясняется ещё и простотой получения чужих денег, ведь многие граждане привыкли, что платить за квартиру нужно вовремя. Но далеко не все из них внимательно читают платёжки, которые бросают в их почтовый ящик.

Особенности преступления

Специфика мошенничества в ЖКХ связана с видимостью законности и добровольным характером платежей по липовым квитанциям. В результате становится очень сложно доказать факт преступных действий.

Для того, чтобы обезопасить себя мошенники часто создают фирмы-однодневки, которые ликвидируют сразу после получения денег от обманутых собственников квартир.

В этом случае действует схема по переводу денег от компании мошенников фирме контрагенту с последующим их выводом. Доказать преступные действия сложно потому, что нужно подтвердить наличие сговора между директорами обеих фирм. Также нужно доказать, что контрагент изначально не мог выполнить работы, за которые по договору получил деньги, и что директор компании, перечислившей эти деньги, знал об отсутствии такой возможности.Мошенничество в ЖКХ

К тому же мошенничество в ЖКХ – это ещё и довольно безопасный способ выманивания денег, ведь если приписки в платёжках сравнительно невелики, то большинство клиентов управляющей компании их даже не заметит. Этим и пользуются директора таких компаний.

Способы мошенничества в сфере коммунальных услуг

Все методы обмана в этой сфере можно разделить по нескольким признакам.

Первый из них – субъект мошеннических действий:

  • Руководство и персонал управляющей компании.
  • Председатель товарищества.
  • Посторонние лица.
  • Ответственные квартиросъёмщики.

Второй фактор классификации – механизм мошенничества:

  • Приписки затрат.
  • Невыполнение или частичное выполнение работ, определённых планом и оплаченных согласно ему.
  • Разница между учтёнными и нормативными расходами энергоресурсов, которая достигается с помощью манипуляций со счётчиками.
  • Использование фальшивых платёжных документов.
  • Использование платежей в своих целях, задерживая их перечисления поставщикам ресурсов и услуг.
  • Банкротство после перевода денег на счета фирм-однодневок, которые также будут закрыты одновременно с основной управляющей компанией.

Все эти методы многократно опробованы на российских гражданах. И хотя некоторые люди стали менее доверчивыми и тщательно проверяют платёжные документы, большинство не вникает в нюансы, которые могут стоить им денег.

Управляющие компании

Как правило, в большинстве схем мошенничества в ЖКХ задействованы управляющие компании. Это связано с тем, что у них есть немало способов обмана, прикрыть которые можно реальной деятельностью. О перечисленных выше схемах расскажем подробнее.

Приписки и завышение стоимости

Завышенные расценки – наиболее простой и удобный способ обмана не только в сфере ЖКХ. Привлечь контрагента в таком случае за мошенничество практически невозможно, потому что он всегда обоснует высокие цены оказания услуг большей нормой прибыли или дополнительными расходами.

Особенно выгодно управляющим компаниям «осваивать» деньги на капительный ремонт, выделенные государством или из иных некоммерческих фондов. Многие виды работ проверить вообще невозможно, учитывая их скрытый характер. Кроме этого, УК может использовать самые дешёвые материалы, а работники будут оформлены нелегально.

В результате такой схемы мошенничества в ЖКХ прибыль компании может достигать 50% от сметы. Да и сама стоимость может быть значительно выше среднерыночной.

Невыполнение работ и фиктивные акты

Одна из достаточно ощутимых статей расходов каждой семьи – оплата поддержания надлежащего состояния коммуникаций дома и уборка его территории. План таких работ составляется на год с распределением по месяцам. Дополнительно начисляется агентский сбор управляющей компании, которая эти работы выполняет. Он составляет около 10%.Мошенничество в ЖКХ

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7 (499) 288-16-93
(Москва)

+7 (812) 490-76-51
(Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Сэкономив на таких работах хотя бы 100 рублей с квартиры, за месяц УК может получить внушительную сумму, до миллиона рублей (в зависимости от количества обслуживаемых домов). Такие суммы мошенничества попадают в разряд тяжких преступлений. Но доказать их снова-таки крайне сложно, потому что все работы будут выполнены на основании завизированных актов, которые подпишет кто-нибудь из жильцов.

Разница между счётчиком и нормами

Многие компании не хотят устанавливать домовые узлы учёта расхода энергоресурсов. Они объясняют это высокой стоимостью данного оборудования, но в реальности, главная причина – возможность заработать на обмане жильцов, когда таких счётчиков нет.

Нормы расхода тепловой энергии рассчитываются, исходя из возраста постройки. Но многие жильцы самостоятельно устанавливают пластиковые окна и утепляют фасады своих квартир. В итоге, их реальные потери тепла снижаются, а нормы остаются прежними. Вот эта разница и кладётся в карман руководства управляющей компании.

При отсутствии внутри квартиры счётчиков газа, воды или электричества, такую же схему можно провернуть и с этими ресурсами.

Деньги в оборот

Поскольку многие компании не отчитываются перед клиентами о перечислении средств, они пользуются их платежами за услуги в течение некоторого времени. Например, инвестировав эти деньги на два месяца, можно получить 2-3% прибыли. С одного дома (пятиэтажной «хрущёвки») пару процентов могут равняться 300 тысячам рублей.

Подделка квитанций ЖКХ

Эта схема мошенничества в ЖКХ используется посторонними лицами, которые не связаны с управляющей компанией, хотя и компания также может ею пользоваться.

Суть схемы проста – изготовление платёжек, похожих по структуре на реальные, но с иными реквизитами для платежей. Казалось бы, логично не оплачивать неизвестные квитанции, но всегда находятся люди, которые это делают. Прецеденты такого обмана показывают, что на этой схеме преступники зарабатывают сотни тысяч рублей.

Иные преступные схемы

Кроме описанного выше обмана, есть и другие способы заработать нечестным путём. Некоторые из них используют сами жильцы, меняя показания счётчиков внутри квартиры. Для этого:

  • Можно создать дополнительное механическое или электрическое сопротивление механизма счётчика, что замедлит его вращение или приведёт к искажению сигнала.
  • Также можно скрутить показания счётчика, разобрав его или даже без разборки.

Эти методы, конечно, не принесут таких доходов, как обман со стороны управляющей фирмы, но и здесь могут набегать ощутимые суммы.

Ответственность

Учитывая сложность доказательства мошенничества в ЖКХ, суды трактуют такие действия, как предпринимательскую деятельность с умышленным неисполнением договора. Это преступление подпадает под статью УК РФ №159.4.

При этом есть нюансы, связанные с датой совершения мошеннических действий:

  • Если факт обмана был установлен до 12 июня этого года, то ответственность будет определена по нынешней редакции статьи 159.4. Максимальный срок лишения свободы в этом случае – 5 лет с дополнительным ограничением на 2 года. Но такое суровое наказание возможно лишь, если ущерб от мошеннических действий превысил сумму в 6 миллионов рублей. Срок давности по таким делам равен 6 годам.
  • Если преступление совершено позже 12 июня, то его квалифицируют по 159-й статье. В этом случае максимальный срок заключения может достигнуть 10 лет, если ущерб больше миллиона рублей. Срок давности также равен 10 годам.

Куда обращаться при выявлении нарушений?

При выявлении фактов мошенничества управляющей компании, нужно обращаться с жалобой в:

  • Жилищную инспекцию субъекта РФ.
  • Роспотребнадзор.
  • Прокуратуру.

Но Жилищная инспекция занимается преимущественно оценкой качества работ. Она может провести проверку и обязать компанию устранить недочёты. А вот Роспотребнадзор должен заниматься защитой прав потребителей. Прокуратура же следит за выполнением законодательства. Поскольку мошенничество в ЖКХ нарушает и права потребителя, и закон, можно смело писать жалобы в эти инстанции, но лучше всего именно в Прокуратуру, поскольку она имеет право инициировать возбуждении уголовного дела о мошенничестве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.